Беседа о медицинском телеобучении

Практик. Уважаемый Теоретик, хотел бы услышать от вас о будущем телемедицины, ее практической значимости.

Теоретик. Ну что ж, попробую ответить. По всей видимости, телемедицинский опыт найдет свое применение для решения каких-то совершенно новых проблем и задач. Одновременно с помощью компьютерных технологий будут открываться медицинские горизонты XXI века.

Практик. Послушайте, Теоретик, а вы мечтатель! О каких новых телемедицинских горизонтах может быть речь, если большинство российских врачей не умеют применять компьютерные технологии в практической работе! Поверьте мне: я сам родом из российской глубинки, а у нас в городской больнице, где три терапевтических отделения по шестьдесят коек, и два новеньких компьютера, подарки администрации, я ни разу не видел ни одного врача, работающего с клавиатурой и монитором!

Теоретик. А кто же тогда использует эти компьютеры в вашей больнице? Или они стоят без дела, пыльной мебели подобны?

Практик. Нет, конечно. На них пытаются работать медсестры. Врачи, усмехаясь, проходят мимо, а девчонки старательно составляют электронные графики дежурств на год, таблицы назначений больным и тому подобное. И, знаете ли, Теоретик, у некоторых получается довольно сносно.

Теоретик. Что и требовалось доказать!

Практик. Не понял, Теоретик. О чем это вы?

Теоретик. О медицинском образовании, дорогой мой. Знаете ли вы, что до последнего времени медицинская статистика была единственным «компьютеризованным» предметом за все шесть лет базового медицинского образования?

Практик. А как же! Конечно, знаю. Я, например, изучал Windows самостоятельно. В свободное от учебы и работы время.

Теоретик. Вы — молодец! Вам хватило сил и времени. А теперь представьте врача сразу после окончания медицинского Вуза. Он попадает в какую-нибудь местную больницу, где основное рабочее время уходит на бесконечное оформление различных документов, на выписку и госпитализацию больных, на заполнение историй болезней….Кроме того, у выпускника медвуза начальная зарплата, как правило, небольшая, а еще ему и жить негде … Кошмар и ужас! Сами понимаете, что тут уже не до компьютера, тем более во многих институтах даже не дают азов компьютерной грамотности. Что же касается медсестер, то они принадлежат к другому, более молодому, чем врачи, поколению. Это существенно. Компьютер вошел в жизнь молодежи, стал обыденной вещью, наряду с кухонным комбайном, сотовым телефоном и автоматической стиральной машиной. Поэтому-то, медсестрам легче приспособиться к новым технологиям, интегрировать компьютер в свою профессиональную деятельность. Они воспринимают компьютер как некий вспомогательный механизм, облегчающий быт, а не как сложноорганизованную технику, как думают многие практикующие врачи.

Практик. Какой же выход вы предлагаете?

Теоретик. Мне кажется, надо начинать с устранения некоей бессистемности в компьютерном образовании врачей. Оптимальный вариант — построить иерархическую лестницу телемедицинского образования: средний медперсонал (фельдшеры, медсестры), студенты (не раньше 5-го курса), ординаторы и аспиранты, практикующие врачи и, наконец, узкопрофильные специалисты.

Практик. Дорогой Теоретик, но ведь не секрет, что есть существенные особенности в телеобучении: в медицинском образовании нет места для заочного обучения.

Теоретик. Большинство лекций, прочитанных нами в ходе дистанционного обучения студентов-медиков и врачей Москвы и США, включали в себя передачу презентационных материалов, а затем синхронный показ иллюстраций во время чтения лекций. В основе всех обучающих программ — мультимедийные учебные материалы, находящиеся на открытом доступе на серверах. Если лекционный курс слушатели просматривали и разбирали в режиме офлайна, готовили вопросы и пересылали их лектору, то семинар проходил в он-лайновом режиме в виде беседы лектора и слушателя.

Практик. Вы знаете, Теоретик, это интересно, если имеется возможность задать вопрос и услышать ответ.

Теоретик. Прежде всего нужно ввести в систему телеобучения некий алгоритм, позволяющий сначала получить информацию о предварительных знаниях аудитории, а затем корректировать подачу информации, ну скажем, обязательное предварительное тестирование учащихся. Разного уровня и телеконсультационные задачи позволят сразу определить персональный интеллектуальный уровень каждого из испытуемых и его квалификаци.

Практик. Отложенное можно проводить с использованием электронной почты, а прямое в — режиме видеоконференций.

Теоретик. Возможны и варианты. Ну, например, традиционные и электронные билеты, система множественного выбора, задачи по диагностике, и даже тематические рефераты в электронной форме. А затем — итоговая оценка полученных знаний.

Практик. Получается, что телеэкзамен просто повторяет обычный?

Теоретик. Имеются и существенные различия. Прежде всего, я бы разделил теорию и практику телемедицины. Соответственно, выбор разумного соотношения теории и практики определяет стратегию самого экзамена. Ну, например, в 2000 году оптимальным считалось следующее соотношение для студентов-медиков: 30% теоретической и 70% практической учебной телемедицинской информации.

Практик. Какие требования к телемедицинскому видеоэкзамену вы можете отметить?

Теоретик. Видеоэкзамен должен предваряться отложенным или прямым тестированием. Его не следует сводить к видеоконференции, подразумевающей свободную импровизацию, которая во время экзамена отсутствует. Видеоэкзамен не повторяет очную телемедицинскую консультацию. То есть, направление вектора информации на экзамене всегда строго определено: в основном от экзаменующегося к экзаменатору.

Практик. Получается, что идеальный телемедицинский видеоэкзамен — это индивидуальная работа учащегося с пластичной базой данных, находящейся под постоянным контролем экзаменатора. А изданы ли какие-нибудь учебные пособия по телемедицине?

Теоретик. Первые ласточки, как говорится, уже здесь. На днях мне удалось приобрести вполне приличное руководство «Клиническая телемедицина».

Практик. Спасибо за беседу. А книжку я приобрел. Через Интернет по адресу www.telemed.ru. Издатель — фонд «Телемедицина». Между прочим, достаточно грамотно распределен материал. Единственный недостаток, на мой взгляд, краткое изложение некоторых аспектов.

Теоретик. Согласен с вами. Надеюсь, издатели в последующих выпусках будут учитывать все замечания, в том числе и наши.

Добавить комментарий